Аксиоматика причинности (дополнение1)

Продвижение аксиоматики причинности.

.

В аксиоматику причинности мета-физики без определения была введена эвристика: «взгляд сверху» (или взгляд со стороны), т. е. абстрагирование от непосредственности содержания и выявление сути – формирование своего рода образа, который представляет за явлением некоего «фигуранта» нуменальной природы). Данный прием удостоверяется апостериори, так как может образовывать креативные ПЛС-круги со своим участием на самом верхнем уровне аксиоматики причинности и влиять на её структуру.

Попробуем, следуя сказанному, взглянуть сверху на вытекающую из аксиомы замкнутого круга повторяемость последнего. Такой взгляд позволяет ввести принцип повторения и соответствующее ему новое качество: прием или метод, известный как «итерация». Когда на основе ПЛС-круга итерация производится непрерывно, в принципе проявляется не только итеративность, но и возникает любое новое свойство или качество, определяемое предметным (т.е. непосредственным) содержанием нумена. Иными словами, то, что активизирует итерацию в процессе повторения, производит или образует в нуменальной сфере (на мета-уровне) самоопределяемую предметность нового уровня (смысл, ‘объект’, ‘вещь’, сущность, понятие). Можно сказать, что выявляется объект-нумен . Этот прием выявления нуменального объекта или иногда новой сущности, при взгляде сверху – т.е. при метатеоретическом рассмотрении, – можно назвать принципом абстракции-догадки (сокращенно ДГ), который позволяет в процессе познания образовать и признать за нуменом новую логико-смысловую единицу – определяющую объект мета-физической сферы (обозначим эту единицу символом Н – нумен, как представляющий логическую единицу). Предметность нумена может представлять собой не только «объект», но и прием или метод. Введя дополнительно соответствующие обозначения – для итерации как «И«, – можно предложить запись в виде формулы.

.

ДГ(И) Н

.

Это означает следующее: выход, действие итерации, через абстракцию-догадку переводится в смысловую единицу (предмет), доступный логическому манипулированию. Т.е. взгляд сверху приводит к выявлению предметности.

Примечание: «предметность» – то, о чем можно составить представление, осмыслить; нечто, соединимое с удостоверенным, устоявшимся знанием.

.

Надо сказать, что на основе итерации возникает метод устного счёта с порождением чисел натурального ряда. Причем, для устного счета ничего не нужно привлекать со стороны, достаточно принципа итерации и действия фиксации в уме каждой завершенной итерации. Ведь при выведении пошагово натурального ряда она является как абстрактным субъектом, осуществляющим действие повторения, так и собственным объектом, который подсчитывается на каждом шаге. Это очевидно, так как каких-либо непосредственно созерцаемых предметов (пальцев, камешков, узелков) при устном счете не используется. (Правда, необходимо изобрести цифры и систему счисления.) Здесь уже можно увидеть основания арифметики натуральных чисел и построить соответствующую аксиоматику (например, как альтернативу уже известной, полученной на исчислении предикатов).

.

.

Методика познания на основе взгляда сверху или ДГ

.

Применяя ДГ, мы получаем новую предметность. Эта новая предметность, как логический объект, может участвовать в разного рода логико-смысловых отношениях, которые, зацикливаясь через ПЛС, в свою очередь могут образовывать новую нуменальную предметность того же или более высокого уровня. Как можно предположить, процесс именно такого спонтанного порождения может повторяться. Используя представление о ПЛС-звеньях, попробуем всё вышесказанное схематически выразить в формулах (в которых участвуют ДГ, Н, И).

.

1) ДГН, (ДГ позволяет выявить Н; в познавательной деятельности это смысл);

2) Н И, (если образован Н, можно заключить, что сделан шаг итерации);

3) И ДГ, (шаг итерации, как фигурант, непосредственно на уровне данных звеньев дает смысловую единицу, которая, погруженная в познавательные структуры, позволит в результате замкнуться в них очередному, на предшествующем уровне, предметному ПЛС-кругу и повторение в нем вызовет в последующем ДГ).

.

Видно, что череда из 3-х этих ПЛС-звеньев сами образуют ПЛС-круг. (Предполагается, что эта структура может быть определена как логос.) Еще упрощая, опустив одно звено, можно сказать, что прием абстракции-догадки приводит к итерации, а итерация, в свою очередь, при взгляде сверху, к новой догадке. Это может означать, с использованием приема ДГ, что это представимо не только как логос, но и на основе последнего как самоорганизующееся развитие (развитие в целом как система).

Казалось бы, что метод ДГ не формализуем (не рационален), так как возникновение абстракции-догадки ни по ситуации (по контексту), ни по времени случайно, непредсказуемо, но несмотря на это, тенденция к порождению новых объектов мета-сферы (при взгляде сверху) так или иначе будет проявляться. Так что, рациональность в каком-то особом виде здесь присутствует (как ‘неопределяемая разумность’).

.

В этой тенденции также можно усмотреть уже качественно новый пошаговый итеративный процесс: появление одной ДГ влечет рано или поздно появление следующей. Иными словами, применяя принцип итерации в последовательном, метатеоретическом, использовании ДГ при образовании новых логико-смысловых единиц на основе тех, которые были получены через ДГ ранее, мы получаем новый предмет – определенную методику познания. Это, также, означает, что выявление методики познания, в которой применяется ДГ произошло с помощью ДГ на другом теоретическом уровне, а в связи с этим замкнулся ПЛС-круг самоссылочности ДГ. Такая самоссылочность аналогична той, которая была выявлена с помощью теоремы самообусловленности замкнутого круга причинно-логического следования и ДГ является своим собственным — т.е. самоопределяемым — предметом. (Получается, что ДГ образует как бы основу неформального, более высокого порядка мышления.) Возможно, это составляет логическую структуру универсального логоса (универсального в том смысле, что предопределяет не только и самодетерминацию и самоорганизацию, но и развитие творческого потенциала).

Аналогичный по своей логической структуре итерационный процесс восхождения может, мета-физически обусловливая структуризацию и усложнение, происходить и в физическом мире; только там нуменальный объект появляется в результате «мета-синтеза» или так называемого самоотображения.

.

Взгляд сверху можно представить как ‘автолектическую’ форму мышления (если рассматривать известную всем альтернативную – противоположение и синтез с отрицанием отрицания – как диалектическую форму). Делая определения при взгляде сверху, интеллект онтологизирует некую предметность, порождая автологизм в виде смысла.

.

Подытожим. Функционал итерации, порождая неявную предметность, позволяет, для выявления последней, применять ДГ, а ДГ, в свою очередь, в логическом следовании с функционалом, является (непредсказуемым) итеративным шагом в познании, вызывающем функционал итерации. (Пока не будем обращать внимание, что итерация здесь входит ‘сама в себя’, т.е. одновременно присутствует в двух своих ипостасях: субъекта и объекта. В частности, как отмечено выше, позволяет создать методику устного счета.) Таким образом, ДГ и итерация связаны через взаимную детерминацию, следовательно, в этой циклической детерминации обнаруживается другого рода «функционал», который может свидетельствовать о некоей мета‑теоретической самообусловленной сущности. Эта сущность выражает нуменальную реальность, «объект» (понятый, опять же, через ДГ) как единство познавательного стремления с порождаемым им знанием. (Попросту говоря, «гения разумности», включенного, например, в интеллектуальную деятельность человека.) Эта сущность реальна, поскольку познавательная способность деятельна. Другой момент – проявление её апсихичного прообраза в материальном мире до появления разума человека можно было бы, как это принято, назвать нус’ом или логосом (саморазумением).


Запись опубликована в рубрике Метатеоретическая физика. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Подписаться на комментарии к записи

Добавить комментарий