Первопричина как мета-физическая реальность.

Первопричина как мета-физическая реальность.

(О первичной самоорганизации Универсума. Метатеоретическая оценка креативности).

Часто возникает разговор о первопричине сущего и её характеристике. Но глубоко или принципиально, с точки зрения её возможной самореализации, эту тему не рассматривают. Здесь первопричину предлагается представить не в плане описания определенной сущности и ее внешних проявлений, а теоретически – с точки зрения её внутренней логики и динамики, определенных в понятиях причинно-следственного детерминизма. А также отразить её «сверхрациональную» нетривиальность и генетическую мощь.

Исходя из представления, соответствующего её названию, т.е. причины, всему предшествующей, до неё нет, не существует ничего как организованного, оформленного содержания или как наличного бытия. Она является тем, от чего всё должно исходить.  В том числе, и это принципиально – она сама является относящейся к этому «всё» –  и это последнее  положение должно относиться непосредственно к ней самой, определять её природу. Иными словами, определенным образом ее возникновение должно «согласовываться ею самой» по отношению к себе – быть самосогласованной, то есть первопричина должна быть и  самотворимой, самосотворенной. (Следует заметить, если, предположительно, первопричина возникает под воздействием неких сущности или начала, то рассмотрение должно перейти к данному началу как первопричине, и т.д., – окончательно к безначальной первопричине.)

.

Общее представление

Разберемся с такого рода первопричиной более подробно. Первопричина, что очевидно, должна быть креативной (созидающей) и самодействующей. Иными словами, первопричина как определённая и предметная – не безлика, она несет в себе, условно говоря, форму и содержание. При этом содержание первопричины реализуется в форме её проявления. Таким образом, можно сказать, что  её форма, исходя из понимания сущности, выражается в самодействии, а содержание – в самокреативности (всеобъемлющей «самотворимости» – как самой себя, так и «внешних» образований, поскольку для последних первопричина не флюид, а логический принцип).

Самодействие определяется первичностью, а всеобъемлющая  »самокреативность», как уже сказано, понимается в том смысле, что не только должна обеспечить порождение всё усложняющегося разнообразия «наличного бытия», но и быть тем механизмом, который обеспечил возникновение самой первопричины. И эта особенность – «не ведающей» своей направленности  причины – выявляет для нас стремление, тенденцию, кажущейся бесцельной, – тенденцию «развития» в самой себе: самотворения. Иными словами, тот принцип, который сотворяет все остальное, должен быть изобретен, порожден, с одной стороны, как принцип порождения самой первопричины,  её содержания и, с другой, — как это ни абсурдно, на более высокой ступени — самого себя (т.е. принципа самотворения – в этом и кроется принципиальный и «таинственный» момент). Т.е. не иначе, как в момент порождения первопричины Причем, с учетом того, что из-за необходимости взаимного возникновения одного условия прежде другого, получается как бы порочный круг неразрешимости. Это говорит о том (следует из того), что он, как для себя первичный, не имеет возможности возникнуть в результате детерминированного процесса: а только при непредсказуемом заранее стечении условий и обстоятельств. Но этого представления, как оказывается, еще не совсем достаточно.

.

Специальное представление

Другой необходимый момент – динамизм креативности.   Принцип порождения самой первопричины подразумевает под собой некий предварительный «творческий потенциал» (ТП) субстанции, в которой он проявляется. Поскольку такому потенциалу для порождения разнообразия универсума, именно как основы самодействующей креативности, изначально невозможно проявиться, то он должен возникнуть как необходимый аспект (свойство) первопричины. Иными словами, первопричине должно быть присуще такое свойство самокреативности, в результате которого, как было сказано, сформируется как сама первопричина, так и принцип самовозникновения всех аспектов: и ТП и самодействия. Но не только возникновение самодействия, но и свойство изначальной активности, «инициативности» самодействия. Это самодействие, в свою очередь, будет продляющейся на последующие этапы тенденцией творческого потенциала, динамическим продолжением (в плане неуёмного самотворчества) той креативной «порождабельности» (генеративности) как принципа действия – иными словами, самотворения, взятого самого по себе, в своей принципиальной основе. Это будет означать  тенденцию развития и совершенствования собственно ТП. (Если сравнивать, скажем,  с человеком, то аналогично сказанному в нем на ментальном уровне заложено стремление к самосовершенствованию, реализующееся через любознательность и самоозадачиваемость. Причем, человек может развивать и совершенствовать подходы и методы своей любознательной деятельности).

В связи с этим, первопричина должна формироваться уже с врожденным будущим  принципом (и потенциалом) креативности, «творабельности», который приводит к её возникновению. Понятно, что весьма и весьма не просто такое себе представить, но высказанное не абсурдно: все заключено в простоте реализации принципа «само», который является следствием действия принципа причинности, (в том случае, когда самопроизвольно образуется возможность проявления последнего). Это также неотъемлемый аспект «появления» первопричины.

.

С учетом безначальности, врожденность должна возникать вместе с возникновением первопричины. Таким образом, она, первопричина, а) в первую очередь по самой своей сущности неудержимая, «необузданная» самокреативность;  б) возникает в результате «квазиопережающего» проявления самокреативности (т.е. когда сложатся условия для структуры связей «само»); в) развивается как самокреативность в виде активного самодействующего принципа саморазумения (как логической формы или логоса) и г) основополагающим принципом является принцип причинности. При этом, что существенно – происходящего в виде принципа саморазумения (по типу «воли» или «духа»), реализующегося через воплощаемое им то или иное наличное бытие, и проявляющегося самодействия в логике поведения последнего. Т.е. подразумевается, что сей принцип реализуется в некоем носителе.

В несколько ином плане – в более высоком представлении — это должно быть творчество, точнее, творческое начало как самоопределяемая неустанно развивающаяся нуменальная (надматериальная, но без материального носителя не способная реализоваться) сущность, творчество, развивающее в первую очередь само себя, свой собственный творческий потенциал. (Этот вывод следует из того, что первопричина априори не может «ведать» своей направленности, кроме направленности на себя.)

Такую сущность можно назвать субстанциональной основой (или, как в таком случае полагают, божественной сущностью), логической формой всякого творимого.

Нужно при этом подчеркнуть, что эта логическая форма, несмотря на свою спонтанную невыраженную детерминированность и примитивность, позволяет развиваться подчиненному ей субстрату в сложные, иерархические структуры, как материальной (энерго-информационной), так и нуменальной («надматериальной») природы и в результате образовывать гигантские многомерные структуры типа сложноорганизованного космоса. (Сложноорганизованного, в том числе, на микроскопическом уровне.) Развиваться, синтезируя, путем замыкания, самоподдерживаемые (автологичные, самовоспроизводимые) образования, которые будут являться субстратом для последовательного производства новых автологичных структур на последующих иерархических уровнях и т.д.

В связи с этим можно, фигурально выражаясь, сказать, что творческий потенциал,  скрытый в некоем абсолюте преобразуется – первопричиной, на основе этого абсолюта возникшей, –  в логос, в своеобразную квазиформализованную  логическую, внутренне нетривиальную, структуру. Эта структура является онтологически реальной абстракцией (доинтеллектуальной ментальностью), которая не может быть выделена в чистом виде, но объективной, так как имеет автологичную нуменальную природу (самостоятельную), аналогичную смыслу.

Похожее соображение, как иллюстрацию всему сказанному, мы находим у Гегеля: «Развитие бога в нем самом есть тем самым та же логическая необходимость, что и логическая необходимость универсума, а универсум божественен в себе лишь постольку, поскольку он на каждой ступени есть развитие этой формы» (Гелель, Философия религии в 2-х томах. Т.1// Лекции по философии религии, М.: Мысль, 1976, с.292.)

.

Добавление

Интересен, также, следующий аспект. Первопричину, с логической стороны, можно представить как начало, отправной  момент самовыводимой теоретической концепции. При этом требуется включить в логический набор для описания предполагаемой теории правила и законы «неформализованного» логического вывода – перехода на новые логико-смысловые мета-теоретические уровни. Тогда первопричину в своем развитии – в качестве логоса  как самодействующего принципа – с теоретической точки зрения можно представить как мета-теорию, описываемую самовыводимым, непосредственно неформализуемым, но в целом детерминистичным — т.е. логичным по результативности, апостериори – интеллектуальным формализмом. Причем, мета-теорией, являющейся, как следует предположить, теорией самого себя (самой себя). В силу этой самой самовыводимости он есть сущее. (Под «неформализуемым детерминистичным формализмом» подразумевается образование нуменов путем самоотображения с выходом на новый уровень, с помощью непредсказуемого, но неизбежного замыкания причинно-логических кругов – логической «формы» нуменов.)

.

Самокреативность и самодействие передается как потенциальное свойство, (как «духовная» сверхматериальная субстанция логической природы), как «форма» или действенный образ первопричины порождаемым объектам наличного бытия и обеспечивает принципиальное свидетельство происхождения от неё. Собственно, это есть сама первопричина, трансформирующаяся в новые развитые (с неизменной логической схемой) нуменальные формы и структуры. При этом первопричина является не конкретным наличным бытием, но принципом, обладающим онтологическим  статусом, реальностью (т.е. не только лишь правдоподобным измышлением), хотя и выявляется умозрением. (Кстати, в самокреативности заложен потенциал «благосклонности» первопричины к своим созданиям и безмятежности их существования.)

В первопричине (божественной сущности) творчество есть «имманентное определение» и все аспекты творчества являются и средством, и целью.

При всем при том самокреативность и самодействие должны, как уже сказано, обладать логикой, основанной на причинно-следственной зависимости, происходящей, «вырастающей» из понятия принципа «само», который есть основа первопричины.  В связи с этим вполне естественно предположить, поскольку берется первопричина (предполагающая причинение), что такая логика должна быть самообусловленной, самоопределяемой, «самоуправляемой», самоутверждающей. Это  обстоятельство определяет необходимость легализации, восприятия теоретиками замкнутых причинно-следственных цепочек и таких же цепочек логического следования  (в целом обозначаемых как ПЛС-круги со свойством циклической детерминации), которые реализуют свойство «само» –  т.е. самообращенности, самоопределяемости, самодетерминируемости, автологичности. (Об этом можно дополнительно посмотреть в работе, в которой рассматривается так называемая «Аксиоматика причинности«).

Структуру (организацию) самообращенности, самообусловленности, как и самоприменимости, с точки зрения логики, можно назвать автологизмом.
Как предполагается, в  логике, включающей автологизм, – а в целом логики, обусловленной первопричиной, – по определению не должно возникать форм и структур самоотрицания, конфликтного противопоставления, неоднозначности; это может выражаться в действии так называемого принципа однозначности или достоверности.  (В результате нарушения последнего, становятся апостериори нелогичными, бессмысленными, противоестественными – то есть за пределами действенности логики всеобъемлющей первопричины – хотя теоретически возможными, такие ситуации, как парадокс лжеца и условия доказательства теорем Гёделя о неполноте и противоречивости.)
Мы употребляем выражение «замкнутый круг» («порочный круг»), не придавая ему никакого особенного значения. На самом деле это похожая на логический подвох нетривиальная банальность, по умолчанию воспринимаемая теоретиками ниже уровня научной строгости или теоретической беспристрастности, лишь при мета-физическом размышлении, допускающем логику автологичности (наподобие ‘спекулятивной’ логики в философии Гегеля) делает это понятие и его структуру предметом рассмотрения. В автологизме перед нами совершенно чистое мета-синтезированное образование (самоотображение).

Запись опубликована в рубрике Метатеоретическая физика. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Подписаться на комментарии к записи

Добавить комментарий