Сущность «само» как реальность мета-сферы физического мира.

Сущность «само» как реальность мета-сферы физического мира. (О первичной самоорганизации Универсума. Метатеоретическая оценка креативности).

После того, как удалось рассмотреть конструкцию логической формы само, есть возможность представить характер прогрессивной, т.е. восходящей самоорганизации в среде, которая подчиняется принципу причинности. .

Само, это самоопределяемая задающая логическая структура

Само самоорганизации как самоопределяемый нумен (о нем ниже) предлагается представить теоретически – с точки зрения его внутренней логики, определенной в понятиях причинно-следственного детерминизма. А также отразить «сверхрациональную» нетривиальную логику и генетическую мощь логики «само» при реализации в виде метода самоорганизации. Правомерно исходить из представления, что «само» самоорганизации как глобальной парадигмы есть самоопределившийся «предприимчивый» принцип, возникший как всему предшествующий, предполагающий, что до него ничего не существовало как упорядующего и организующего; как и наличного бытия или оформленного содержания. Оно является «самозатравочным» и тем принципом самоорганизации, на чем и за счет чего всё должно образовываться.  В том числе – само «само», как и принцип самоорганизации, являются относящимися к этому «всё». Это ‘самовключение’ «само» должно определять деятельную природу самоорганизации. Иными словами, определенным образом его возникновение должно «согласовываться им самим» по отношению к себе самоорганизующемуся – быть самосогласованным, то есть «само» должно быть и  самоорганизующим, и самоорганизованным (по сути самопроизводным). Само также выражает принцип ‘самозацеления’ – консолидации в целое, генезис целого.

.

Самовоспроизводимость – внутреннее основание самостоятельного целого

Разберемся с самоорганизацией и само более подробно. Самоорганизация, что очевидно, должна быть созидающей и самодействующей. Из этого следует, что её метод само как определённый и предметный – не безлик, он несет в себе, условно говоря, форму и содержание. Помимо этого, поскольку в силу самоопределения и самопричинения, образуется неразрушимый изнутри замкнутый круг причин и следствий, то за самим по себе понятием «само» стоит (в соответствии с человеческой логикой и образованием понятий) логическая форма: устойчивое самовоспроизводимое сущее. Сущее, так как такой круг (без деструктивных внешних воздействий) устойчив – сам по себе неразрывен, — а устойчивость, в данном случае, обусловлена  воспроизводимостью – обеспечивает реальность и целостность определенной сущности, которая с ним соотносима. (Сущность, в определенном смысле, аналогична реальности, такой как «центр тяжести» и более, как момент импульса кругового движения в механике, но имеет логическую природу.) Такую внематериальную, но онтологически реальную форму или логическую структуру принципа само, обнаруживаемую путем абстрагирования, можно назвать нуменом. (При этом, самовоспроизводимость, безусловно, реализуется не в пустоте, а в некой среде (субстанции материальной природы), которая самостоятельно способна реализовать причинно-следственные отношения.)  Таким образом, содержание принципа (и метода) «само», как трансфизической реальности, реализуется в форме его проявления. То есть можно заключить, что  его форма, исходя из понимания сущности, выражается в самодействии, а содержание – в самокреативности (всеобъемлющей «самотворимости») – как самого «само» (поскольку нет «предшественников»), так и «внешних» образований, продуцируемых на основании принципа само. Еще раз стоит отметить, что для внешних образований «само» самоорганизации, как основание, не вещественный флюид, а логический принцип, если хотите, субстанция логического характера.

(Представить логическую структуру нумена можно на примере определения понятия мега-аксиомы «Аксиомой является то, что все аксиомы по определению истинны», т.е. сама эта Аксиома входит в класс аксиом и самоопределяет свою истинность.

Другой простой пример: «онтологизированное» определение понятия итерации или рекурсии, которое возникает как абстракция-догадка в процессе неоднократного обращения.

Итерация, см. «Итерация». (Рекурсия, апостериори вход через «Рекурсия»).

.

Усовершенствование принципа само – творческое продвижение в самом себе

Самодействие определяется первичностью принципа само, а всеобъемлющая  »самотворимость», как уже сказано, понимается в том смысле, что не только должна обеспечить порождение всё усложняющегося разнообразия наличного бытия «вещного мира», но и быть тем механизмом, который обеспечил возникновение реальности самого «само» как самообусловленного ноуменального сущего. Т.е. помимо прочего, обеспечить возникновение условия креативного развития само. Иными словами, увеличение творческого потенциала (ТП) «само», в рамках его самого.

Эта непонятная, в связи со сказанным, особенность – не определяющей, «не ведающей» своей направленности самоорганизации – выявляет для нас тенденцию, кажущуюся бесцельной, – тенденцию «развития» в самом себе как такового: самоорганизующегося развития ТП (‘самотворения’). Иными словами, тот принцип, который порождает все остальное, должен быть изобретен, порожден, с одной стороны, как принцип порождения самого себя («само»),  своего содержания и, с другой, — как это ни абсурдно, на более высокой ступени, принцип уже не просто «само», а выше: принцип самотворчества – самого себя (т.е. принципа самотворения, саморазвития некоего ‘логоса’ абстрактного творческого потенциала – в этом и кроется принципиальный и «таинственный» момент). Т.е. не иначе, как в момент первичного порождения «само». Причем, с учетом того, что из-за необходимости взаимного возникновения одного условия (генезиса самотворчества) прежде другого, а второго (возникновения себя самого, как инициатора) прежде первого, получается как бы порочный круг неразрешимости. Это говорит о том (следует из того), что он, как для себя первичный, не имеет возможности возникнуть в результате детерминированного процесса: а только при непредсказуемом заранее стечении условий и обстоятельств. Но этого представления, как оказывается, еще не совсем достаточно.

.

Само – самодействующий инициативный принцип

Другой необходимый момент – динамизм само.   Принцип порождения самого нумена «само» подразумевает под собой некие предпосылки – зачатки, простейшее выражение творческого потенциала субстанции – чувственной (физической) или сверхчувственной (‘трансфизической’), – в которой он проявляется. Поскольку такому потенциалу, именно как основы самодействующей креативности метода само, изначально, т.е. до образования нумена, невозможно проявиться, то он должен возникнуть как необходимый аспект (свойство) принципа само одновременно с ним(?!). Иными словами, само как «первопричине» должно быть присуще такое свойство самокреативности, в результате которого, как было сказано, сформируется как само само, так и принцип самовозникновения предполагаемых аспектов: то есть и ТП, и самодействия. Но возникновение самодействия не только как ‘номинального’, но как проявляющего изначальную активность.

Это самодействие, как можно предположить, в свою очередь будет продляющейся, переходящей на последующие этапы тенденцией (переложенной на тенденцию) творческого потенциала, динамическим продолжением (в плане неуёмного самотворчества) креативной «порождабельности» (генеративности). Продолжением, которое будет явлено как принцип действия – иными словами, будет самотворением, взятым, в своей принципиальной основе, как самого по себе. (Т.е. самоорганизация представляется уже не просто как образование организации из неупорядоченного субстрата, а как неограниченный «созидательный» процесс.) Это будет означать  тенденцию развития и совершенствования на уровне мета-физической (нуменальной), надматериальной, реальности собственно ТП, (то есть развития в открывшейся сфере мета-реальности — пример сферы можно посмотреть здесь — в которой наличествует, или по-другому, фигурирует также нумен принципа само). Если сравнивать, скажем,  с человеком, то аналогично сказанному в нем на ментальном уровне заложено стремление к самосовершенствованию, реализующееся через любознательность и самоозадачиваемость. Причем, человек может развивать и совершенствовать подходы и методы своей любознательной деятельности.

В связи с этим само, как причина себя, должно формироваться уже с врожденным будущим  принципом (и потенциалом) креативности, «творабельности», который приводит к его, нумена само, возникновению. Понятно, что весьма и весьма непросто такое себе представить, но высказанное не абсурдно: все заключено в простоте реализации, хотя и нетривиального в понимании, принципа и метода «само», который является следствием действия Принципа причинности, (в том, естественно, случае, когда самопроизвольно образуется возможность проявления последнего). Это проявление ПП вначале также неотъемлемый аспект «появления» метода само.

.

С учетом безначальности, врожденность должна возникать вместе, неотделимо, с возникновением нумена само. Таким образом, он нумен-первопричина: а) в первую очередь по самой своей сущности неудержимая, «необузданная» самокреативность;  б) возникает в результате «квазиопережающего» проявления самокреативности (т.е. в случае, когда сложатся условия для связей, определяемых как структура логики «само»); в) развивается как самокреативность в виде активного самодействующего принципа ‘саморазумения’ (не в человеческом понимании, а как логической формы или логоса) и г) для которого основополагающим принципом является принцип причинности.

При этом, что существенно – нумена, действующего в виде логоса, как формы саморазумения (по типу «воли» или «духа»), реализующегося через воплощаемое им то или иное наличное бытие, и проявляющегося в логике поведения этого бытия, самодействия. (Так и хочется соотнести это с понятием «божественного промысла».) Т.е. подразумевается, что данный принцип реализуется в некоем носителе.

В несколько ином плане – в более высоком представлении — это должно быть творчество, точнее, творческое начало как самоопределяемая неустанно развивающаяся нуменальная (надматериальная, но без материального носителя не способная реализоваться) сущность, творчество, развивающее в первую очередь само себя, свой собственный творческий потенциал. (Этот вывод следует из того, что деятельность нумена «само» априори не может «ведать» своей направленности, кроме, обусловленной своим происхождением, направленности на себя.) Но, порождает, как бы попутно, в своем зиждителе материальные структуры и на них основывает дальнейшее свое восхождение. Такую сущность, повторяясь, можно назвать субстанциональной основой, логической формой всякого творимого.

Нужно при этом подчеркнуть, что эта логическая форма, несмотря на свою спонтанную невыраженную детерминированность и примитивность, позволяет развиваться подчиненному ей субстрату в сложные, иерархические структуры, как материальной (энерго-информационной), так и нуменальной («надматериальной», образующей сферу мета-реальности) природы и в результате образовывать гигантские многомерные структуры типа сложноорганизованного космоса. (Сложноорганизованного, в том числе, на микроскопическом уровне.) Развиваться, синтезируя, путем автологичного замыкания, самоподдерживаемые – автологичные, самовоспроизводимые – образования, которые будут являться субстратом для последовательного производства новых автологичных (самоорганизованных) структур на последующих иерархических уровнях и т.д.

В связи с этим можно, фигурально выражаясь, сказать, что творческий потенциал,  скрытый в некоем абсолюте преобразуется – нуменом принципа само, на основе этого абсолюта возникшего, –  в логос, в своеобразную квазиформализованную  логическую, внутренне нетривиальную, структуру. Эта структура является онтологически реальной абстракцией, сущим (доинтеллектуальным «ментальным» образованием), которое не может быть выделено в чистом виде, но тем не менее, объективным, так как имеет автологичную нуменальную природу (самостоятельную), аналогичную смыслу.

Похожее соображение, как иллюстрацию всему сказанному, мы находим у Гегеля: «Развитие бога [читай, абсолютной идеи] в нем самом есть тем самым та же логическая необходимость, что и логическая необходимость универсума, а универсум божественен в себе лишь постольку, поскольку он на каждой ступени есть развитие этой формы» (Гегель, Философия религии в 2-х томах. Т.1// Лекции по философии религии, М.: Мысль, 1976, с.292.)

«Вся особенность денотата субъекта логики, то есть идеи, субстанции, состоит в том, что он, как тотальность, в снятом виде присутствует в каждом этапе развёртывания логики, в каждой её категории, присутствует не как нечто мёртвое, отработанное и складированное, а функционально, постоянно и вневременно. Если этого нет, то ничего нет − ни логики, ни причины существования мира. Если несуществующее единое не имеет взаимодействующих предикатов, то такое несуществующее единое ничего не претерпевает». (В.В. Семенов «Логика платоновского «Парменида» и логика Гегеля».)

Добавление

Забегая назад, можно отметить следующий аспект. Само самоорганизации, с логической стороны, можно представить как начало, отправной  момент самовыводимой теоретической концепции. При этом требуется включить в логический набор для описания предполагаемой теории правила и законы «неформализованного» логического вывода – перехода на новые логико-смысловые метатеоретические уровни. Тогда принцип само в своем развитии – в качестве логоса  как самодействующего принципа – с теоретической точки зрения можно представить как мета-теорию, описываемую самовыводимым формализмом, непосредственно неформализуемым (представляемую как «спонтанно-разумным» логосом), но в целом детерминистичным — т.е. логичным по результативности, апостериори. Причем, мета-теорией, являющейся, как следует предположить, теорией самого себя (самой себя). В силу этой самой самовыводимости – то есть с этой стороны также – оно, «само», есть сущее. (Под «неформализуемым детерминистичным формализмом» подразумевается образование нуменов, с выходом на новый уровень, с помощью непредсказуемого, но неизбежного замыкания причинно-логических кругов – логической «формы» нуменов.)

.

Самокреативность и самодействие передается порождаемым объектам наличного бытия как потенциальное свойство, как «форма» или действенный образ само как логоса-первопричины  и обеспечивает принципиальное свидетельство происхождения от него. Собственно, это есть сам логос, трансформирующийся в новые развитые (с неизменной логической схемой) нуменальные формы и структуры, например, такие «синергетические» образования: биопопуляции с организмами, интеллект, сознание, отношение взаимной признательности «ментально-психических» существ, эгоцентризм (т.е. себялюбие как ‘самопризнательность’ сознания). При этом принцип само как логос является, повторюсь, принципом, обладающим онтологическим  статусом, реальностью (т.е. не только лишь правдоподобным измышлением), хотя он и выявляется умозрением и абстрагированием. (Интересно, что в самокреативности заложен потенциал «благосклонности» принципа само как логоса к своим созданиям и безмятежности их существования.)

В принципе само, определяющим творческий потенциал, творчество есть «имманентное определение» и все аспекты творчества являются и средством, и целью. При всем при том самокреативность и самодействие должны, как уже сказано, обладать логикой, основанной на ПЛС, происходящей, «вырастающей» из понятия принципа «само», который есть основа логоса-первопричины.  В связи с этим вполне естественно предположить, поскольку логос берется в качестве первопричины (предполагающей причинение), что такая логика должна быть самообусловленной, самоопределяемой, «самоуправляемой», самоутверждающей. Это  обстоятельство определяет необходимость легализации, восприятия теоретиками замкнутых причинно-следственных цепочек и таких же цепочек логического следования  (в целом обозначаемых как ПЛС-круги со свойством циклической детерминации), которые реализуют свойство «само» –  т.е. самообращенности, самоопределяемости, самодетерминируемости, автологичности. (Об этом можно дополнительно посмотреть в работе, в которой рассматривается так называемая «Аксиоматика причинности»).

Структуру (организацию) самообращенности, самообусловленности, как и самоприменимости, с точки зрения логики, как уже говорилось, можно назвать автологизмом. Как предполагается, в  логике, включающей автологизм, – а в целом логики, обусловленной всеохватывающим нуменом само, – по определению не должно возникать форм и структур самоотрицания, конфликтного противопоставления, неоднозначности; это может выражаться в действии так называемого принципа однозначности или достоверности.  (В результате нарушения последнего, становятся апостериори нелогичными, бессмысленными, противоестественными – то есть за пределами действенности логики всё предопределяющего (ср. цитату В. Семенова выше) логоса-само, хотя теоретически возможными: такие ситуации, как парадокс лжеца и допущения и условия доказательства теорем Гёделя о неполноте и противоречивости.)

.

Мы употребляем выражение «замкнутый круг» («порочный круг»), не придавая ему никакого особенного значения. На самом деле это похожая на логический подвох нетривиальная банальность, по умолчанию воспринимаемая теоретиками ниже уровня научной строгости или теоретической беспристрастности, лишь при размышлении, допускающем логику автологичности (наподобие ‘спекулятивной’ логики в философии Гегеля), делает это понятие и его структуру предметом рассмотрения. В автологизме перед нами совершенно чистое мета-теоретически синтезированное образование (самоотображение).


Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Подписаться на комментарии к записи

Добавить комментарий