Все начинается с абсолюта. Ч1

ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С АБСОЛЮТА

.

Абсолют – обобщенное название некоего сложного, не по устройству, а по составу и предметным характеристикам, субстанции или субстрата. Здесь он понимается в особом, специфическом смысле, как источник и основание порождающей сложность логической конструкции, проявляющей себя естественным и закономерным образом — без  сверхъестественного и произвольного мистического всемогущества. Вместе с тем, разворачивание и упорядочивание абсолюта можно представить как формализованную теоретическую концепцию, с предполагаемым новым средством вывода «модус генезис».

.

Мысли по тексту:

Достоверные представления, определяемые из абстракций

1.  Неопределяемость. Необходимость потенций для развития.

2. Определяющие: самоопределение и самоорганизация.

3. Самоотображение как самоприменимость.

4. Актуальность и предпочтительность логико-смыслового аспекта.

5. Безальтернативность самоприменимости и самодетерминации.

.

Продвижение умозрительных абстракций

6. Творческий потенциал и Универсум.

7. Божественная сущность и самоорганизующееся творчество.

8. Природа сферы мета-физической реальности.

.

Теоретическая концепция самоотображения (часть 2)

9. Автологизм – новый «модус» рациональности.

10. Принцип Логоса – как форма системного устройства объектов.

11. Аспекты нетривиальности творчества. Квазиопережение

12. Квазиопережение и способ возникновения «Личности».

.

В связи с Абсолютом, его неопределенным первичным состоянием, существует такая проблема. Если мир и космос сотворил некто разумный, то, с непредвзятой точки зрения, интересно было бы узнать, каким образом этот разум мог появиться. Однако можно полагать, что его тоже создало некое разумное существо, а, в свою очередь, для его появления существовал прототип или образец, созданный некой интеллектуальной волей, типа разумного логоса. Но остается, в очередной раз, тот же вопрос: а кто создал или как возник этот «Логос»? Получается, что отделаться от наличия разумной силы или сущности не удается и, исключая возникающую дурную бесконечность, в итоге приходится признать вечность Творца.  Это не является решением заявленной проблемы и происходит в том случае, если принять похожий на догмат принцип, что менее совершенное не может создать более совершенное. Но не является ли это ограничение, кажущееся естественным, искусственным домыслом? Для преодоления «неразрешимой» ситуации традиционно предполагается, что изначально существовал некий первозданный необусловленный источник – Абсолют. Именно он, по предположению, обладал загадочным творческим потенциалом, с помощью которого могло происходить возникновение («творение»)  из неорганизованного и неупорядоченного сложноорганизованного и внутренне развитого.

.

.

Всякое абсолютное есть тогда, когда оно полагается. А когда оно самоотображается, то полагается самим собой и становится собственным предметом.

.

О свойствах Абсолюта говорится в разных аспектах, но, несмотря на разнообразие, интересно понять динамику упорядочения с точки зрения определения логики его самоотображения: каким путем из Абсолюта сформировалось все согласованное многообразие мира и главное, его самонаправленный творческий потенциал. Такая идея появилась в результате желания противопоставить неудовлетворительным мистическим представлениям о изначальной разумности и «личном» начале и его таинственном неограниченном всемогуществе – безусловно априори, но при этом умозрительно, включенном в Абсолют – противопоставить естественный предметный, и одновременно простейший, «созидательный первообраз». Иными словами, если быть до конца последовательным, то необходимо, с научной точки зрения, объяснить, понимая, что все так или иначе имеет свое происхождение, как мог возникнуть такой органичный и успешный первообраз в силу естественных причин, из «нулевого» бессистемного хаотичного состояния первичной субстанции.

Представление о незатейливом исходном состоянии Абсолюта, как и в предыдущем случае с «дурной бесконечностью» и априорным личным началом, можно считать умозрением, но это не меняет дела, если есть стремление объяснить его характер через независимую, как предполагается, логику его возникновения, усложнения и развития из неупорядоченного состояния.

.

Достоверные представления, определяемые из  абстракций

1.  Неопределяемость. Необходимость потенций для развития

У Абсолюта нет независимых внешних определений. Не только из-за того, что о его характере невозможно узнать до его проявлений, но, скорее всего, и в действительности – априори в нем самом всё неопределившееся. Но есть предположение о том, что он может обладать некими естественными «задатками» – потенциями, которые могут активно выражаться – порождать эффекты и при этом побуждать свою субстанцию или субстрат самовзаимодействовать (здесь это допущение  о взаимодействии с самим собой неизбежно). Если эти потенции достаточно содержательны, выразительны и тенденциозны, то любой абсолют* может развиваться. Нельзя утверждать, что всякий абсолют обязан неизменно начать развиваться, но исторически и согласно принципу квазиопережения (п. 11)  подобрался такой абсолют, который начал самоотображаться, представляя теперь собой нашу всеобъемлющую действительность.

Развиваться, однако, он может только за счет самоопределения – адаптации к своим собственным высвобождающимся потенциям. Самоадаптация может сопровождаться усложнением – быть «восходящей», когда вновь открывающиеся, в этом процессе, потенции могут проявляться только с выходом на новый  уровень сложности за счет образования (генезиса) самодетерминированных систем: из субстрата или перехода к системам других масштабов. Таким образом абсолют, также, создает себе разносторонний субстрат® и новый потенциал для собственного развития.

.

*) Таким абсолютом может считаться также состояние среды перед возникновением самодостаточных, в смысле образования жизненных циклов (биологической самоорганизации), молекулярных образований при возникновении жизни.

.

2. Определяющие: самоопределение и самоорганизация

Поскольку рассматривается самоопределение, то отсутствуют некие изначальные «образцы» и/или организующая сторонняя сила в виде Создателя. Самоопределение в таком случае понимается как самоорганизация и возникновение ‘метафизического’, внематериального «первообраза» – со своеобразной анимированной – действующей логикой. – А деятельность в целом, в том числе, производящая, становится, как принято говорить, «целесообразной».

Подходящая гипотеза. Абсолют – бесструктурная исходная среда, с некими потенциями и ресурсом их воплощения (энергией, «хаосом света»). В Абсолюте, до самоорганизации в нем универсума, действует принцип ‘беспорядочных закономерностей’. В нем имелся только потенциал к произрождению структуризованного нечто, но деятельности, вытекающей из подспудного, непроявившегося творческого потенциала  (ТП), не было.

.

3. Самоотображение как самоприменимость

Реальным, единственно доступным способом, представляющим самоопределение, могут быть процессы простого «самоотображения» – потенции применяются к своей собственной субстанции-носителю (а в дальнейшем, к порождаемому шаг за шагом субстрату), которой они присущи.

.

4. Актуальность и предпочтительность логико-смыслового аспекта.

У меня, лет 15 назад, вызвало удивление, что выявился метод рассмотрения онтологии через понятие структур отношений, выстраивающихся причинно-следственными и, невыявляемыми в чистом виде, логико-смысловыми связями. Это казалось экзотикой, абстракцией, не имеющей принципиального значения. Тем не менее, впоследствии стало очевидным, что в определении онтологии первостепенны не материальные проявления, а структуры отношений и связей, образующие, за счет  неочевидных самоподдерживающихся процессов, устойчивые организации.

Эта устойчивость обусловлена тем, что потенция или потенции приводят к такому состоянию субстанции или субстрата, когда они (потенции), высвобождаясь, в целом, создают условия для собственного высвобождения. То есть замыкается обратная связь воздействия и возникает непрерывный, самовоспроизводящийся процесс, характеризуемый как система (о формальном определении системы см. п.10), и образуется предметное образование («объект»), обладающее некоторым качеством. Главное в этом процессе – воспроизводимость связей структурно-информационной организации, именно причинных и логических связей, обеспечивающих её целостность.

Тут интересен момент, такой как выявление некоторой отвлеченной характеристики активности, относящейся к проявлению замкнутой связи при отмеченном выше самовзаимодействии, которую традиционно называют «причинно-следственной» связью*. Таким образом, самоотображение выявляет способ и «теоретический», внематериальный, аспект упорядочения движений первоначального абсолюта – причинную связь. При взгляде с другой стороны логика аналогична: высвобождение потенций, при взаимодействии, выявляя причинную зависимость, задает самоотображение, самоадаптацию — при условии, что образуется циклическая детерминация. Здесь не имеет существенного значения, что первично, так как эти аспекты между собой сопряжены, – главное, за счет упорядочения задается восходящая многоуровневая самоорганизация (усложнение) абсолюта и переход неупорядоченной спонтанной деятельности в новое качество (в связи с этим, в силу неординарности такого перехода, предполагается писать его название с заглавной буквы). При этом первостепенное значение для понимания характера самоорганизации имеет логико-смысловой аспект при самоорганизации Абсолюта, так как логико-смысловая, – трансфизическая или «мета-физическая» сфера самоопределяется, обретает структурную устойчивость и становится главенствующей.

.

*) Причинно-следственная связь проявлялась и в хаотичном состоянии, до самоотображения, но была обрывочной, непродуктивной. Из этого следует, если самоприменимость, выявляя причинную связь, не образует устойчивых замкнутых на себя цепочек (положительных), а противодействует их воспроизводству, то такая самоприменимость является саморазрушающейся, отрицательной.

.

5. Безальтернативность самоприменимости и самодетерминации

Поскольку при образовании нового качества, причинная связь своими звеньями образует сами в себе замкнутые цепочки причин и следствий и поэтому воспроизводящиеся, то процессы,  соответствующие структуре замкнутой связи, как системы, с необходимостью обладают устойчивостью. А процессы без замкнутой причинной связи, как уже сказано, прекращаются, не возобновляются. Из этого можно заключить, что всеобъемлющей «выразительной» сферой влияния и всецелостностью («тотальностью») Абсолюта является сфера, где способна проявляться причинно-следственная связь и действует принцип причинности.  Всецелостность Абсолюта  именно в том, что в нем всякое происхождение и существование определяется благодаря принципу причинности (ПП) и, в дальнейшем, прибавляющемуся  к нему более отвлеченному его выражению: логическому следованию (по типу дедукции) и детерминации. Все, что выходит за пределы этой сферы и не подчиняется следствиям проявления ПП, в смысле самоприменимости, – нереалистично, не способно самостоятельно существовать.

Принцип причинности и детерминация создают также «сферу достоверности«, где фигурирует самодостаточная реальность.

.

Продвижение умозрительных абстракций

6. Творческий потенциал и Универсум

Принцип причинности, в аспекте самоприменимости, наращивая сферу своего применения, образует и поддерживает творческий потенциал (ТП) Абсолюта. С проявлением ТП в Абсолюте возникает самодостаточное системно-упорядоченное образование – «универсум» (проявляющийся во всем многообразии как космос и не только воспринимаемый космос, — но и сфера мета–физической реальности). Системное начало универсума, в контексте самоорганизации  мета‑физической,  то есть логико-смысловой сферы, являет собой само-определяемый Логос, как фактор или принцип простейших воли и разумения (и саморазумения). Его, как «волящее разумение», не разбираясь, по ментальным причинам в его истоках, адепты-теологи догматически ассоциируют с неким личностным началом, обладающим неестественным мистическим всемогуществом, за счет которого могут предпринимать объяснения всего что угодно.   Но на начальном этапе это личное начало  всего лишь сама определяющая и поддерживающая свою целостность нуменальная автологичная структура (единая субъект-объектная форма), прообраз будущей наделенной сознанием и способной к неограниченному творчеству и самоотчету личности. Личностное начало, «личность» — первоначально это просто самоопределяемая самодостаточная предметность, «само по себе» реальное, в смысле производства самого себя, своей целостности и устойчивости, а не вменяемый волевой и инициативный субъект. Трансфизическая логическая структура-прообраз, как предполагается, развивается в многоуровневый супер нумен.

.

7. Божественная сущность и самоорганизующееся творчество.

Логос является выражением ТП. Творческий потенциал с самопобуждаемым к деятельности, как бы инициативным, Логосом предопределяет такое самодостаточное (реальное) и предметное мета-теоретического уровня проявление, представляемое в виде нумена или эйдоса*, – как «божественную сущность», развивающее свое, как внутреннее, так и прикладное творческое содержание. Божественная сущность является, как можно с уверенностью предположить,  самоотображаемой, т.е. самоприменимой, восходящей в процессе творчества в более высокие «логико-смысловые» сферы мета-реальности. То есть, с более высокой позиции можно утверждать, что божественная сущность как творец, не только и не столько созидает некий тварный мир, но именно через него развивает и усовершенствует самоё себя. (Поэтому, опережая представления о  реальности, справедливо полагать, что мир мог появиться только как побочный, производный эффект, в виде «инобытия», самовозбуждения и усовершенствования творческой «интенции».) Можно определенно квалифицировать это творческое образование – творческий потенциал и Логос – как «самоорганизующееся творчество» (и, возможно, сформировать целостную теоретическую концепцию). На основе продвинутого, развитого ТП со временем последовательно генерируются все «коды» и алгоритмы к производству любых тварных образований космоса. Но наиболее глубинная суть этого мира – в безудержном развитии творческого потенциала. Творчество как аспект сущности – нумен, предметность, сама себя продвигающая во все более исчезающе-утонченные сферы.

.

«ГИПЕРЛОГИКА» творчества – логика своеобразной рациональности.

Творчество само по себе как нумен (в «едином лице»):

а) творение в процессе,

б) кто сотворяет,

в) что сотворяется,

– одно и то же.

Эти аспекты, скорее всего, не являются прообразом  ипостасей троицы.

(В этой логике, в связи с самоотображением, складываются внутри предмета «субъект-объектные» отношения, по типу структуры отношений самосознания, хотя осознание себя свойственно более высокой смысловой нуменальной реальности.)

.

Необычность еще в том, что творчество в теоретическом плане по такой логике представляет из себя теорию, которая является мета-теорией самой себя.

Гиперлогика проявляется и в усложнении творческих приемов и методов; в этом восхождении с наращиванием все более утонченных нуменальных сфер появляются существа с поведением, заставляющее их совершенствовать свою ментально-психическую организацию и испытывать удовлетворение при следовании своему стремлению совершенствоваться (тема в http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001d/00162456.ht, раздел «От материального к психическому» и след.).

.

*) Может предпочтительнее использовать не нововведенное название «нумен», а традиционное «эйдос». Но теория (концепция) эйдоса, в современном представлении, проработана В. Сахно, и она не совсем мне понятна, если исходить из толкования эйдоса в словарях. Непонятны также истоки и образование эйдосов как самоопределяемых и самообусловленных идеальных предметностей — так как то, что понимается под божественной сущностью, полагается самоопределяемым. Если они не самоопределяемые, то непонятно что их производит?

.

8. Природа сферы мета-физической реальности.

Доступные умопостижению самодостаточные трансфизические (внематериальные) структуры в совокупности образуют сферу мета-реальности. Сферу существования “форм идеального”, называемых так по аналогии с формами существования  материальных форм.

Их нельзя выделить  и зафиксировать в чистом виде, поскольку они проявляются, по сути, как виртуальные структуры отношений и связей при взаимодействиях: и вещественного, и энергетического (полевого) субстрата, заставляющие субстрат  воспроизводить сами эти автологичные структуры (т.е. самих себя) как объекты нуменальной реальности («объекты» по-сути — процессные образования мета-сферы). Эта реальность аналогична по своей природе ноуменальной  смысловой реальности (идеальному), фигурирующей, например, в познающем интеллекте человека, но более простая по своему происхождению, являющаяся, что существенно важно, самообусловленной  и самоподдерживающейся. Последние качества, т.е. качества не умственных, гносеологических ноуменов, а, упрощенно называемых,  нуменов, обусловлены, как уже говорилось, самовоспроизводимостью и устойчивостью циклической детерминации (замкнутых причинно-следственных и «логико-смысловых» кругов – ПЛС-кругов).

Виртуальная слитность согласованных взаимодействий, образующих нумен, предстаёт и существует как проявление идеальной предметности — наподобие невыразимой одушевленности живых существ как целостного предмета восприятия. Эта идеальность, как самоподдерживающаяся организация, самодостаточна и независима (нумен, представляющий её на семантическом уровне, представляет неразрывное целое, самодостаточную систему).

Каждый нумен, как логическая структура, рекурсивно воспроизводим. Это обусловлено характером его возникновения: по замыканию циклической детерминации. Такая рекурсивность позволяет рассмотреть автологизм – нетривиальную логическую схему с двумя «мета-физическими» уровнями. Подобно формализованным математическим или логическим структурам, она может быть выражена через определенную формулу ( п.9).

Каждый ПЛС-круг* создаёт новое качество. Качество, которое за счет направленности на свое воспроизведение, становится системообразующим началом. Вместе с тем на предметности конкретного процесса самоприменимости (циклической детерминации)  возникает нумен, который имеет двухуровневую логическую структуру автологизма. Мета-уровень определяет, формирует (как эгида) системообразующую целостность, а уровень непосредственной причинной и логической замкнутости представляет ‘предметный’ уровень. Они связаны по принципу частей и целого (заметим, что здесь имеется ввиду только логико-смысловой аспект): целое из-за связи частей консолидирует их в систему, а взаимосогласованная связь создает условия применения качества к целому;  нераспадаемость воссоздает целое, как самовоспроизводящуюся систему. Это объясняет связь и преемственность структурных уровней: структура с автологизмом создаёт новый или очередной структурный уровень. Так происходит формирование сложности путём перехода с уровня на уровень. Это можно назвать восходящей многоуровневой самоорганизацией.

.

*) Объединенное понятие «причинно-логический» используется в силу того, что причинно-следственный и логический круги образуют однотипные и идентичные по своей структуре замкнутые  сами на себя, циклические последовательности. Иногда, и это существенно, причинная связь «активизирует» детерминизм логической связи.

Запись опубликована в рубрике Метатеоретическая физика. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Подписаться на комментарии к записи

Добавить комментарий