Цитата:
Ясно, что эстетическое и художественное представления о гармонии имеют отношение к искусству. Но не следует забывать, что эстетическая и художественная гармония является понятиями вторичными, отражающими объективную гармонию природы, то есть, математическое представление о гармонии является главным, первичным, поскольку оно существовало в Природе задолго до возникновения человечества.
(цитировалось по http://www.trinitas.pro/rus/doc/0016/001c/00161866.htm )
На мой взгляд, уважаемый Алексей Петрович заблуждается. Если рассуждать по аналогии, то можно утверждать, что сознание, духовная жизнь и психическое совершенствование вторичны — вначале были «стволовые клетки», «клеточное деление» и «инстинкты», поскольку они «существовали до появления человека». Как бы подразумевая при этом, что когда мы поймем, что из себя представляют стволовые клетки или инстинкты, то будут исчерпывающе поняты природа сознания и духовная сущность человека.
Математическая гармония — это не суть гармонии как таковой, а формализованный и частный аспект её выражения. Золотую пропорцию можно прикладывать к разным явлениям для иллюстрации, но количественная сторона не отражает и не может выявить суть, происхождение и следствия гармоничных отношений с их качественной стороны, которая, качественная сторона, необходима для воспроизведения и следования гармонии в природе и человеческом обществе.
Понятие гармонии родилось в человеческом существе, и уже оно, одухотворенное существо, из эстетических и художественных соображений обнаружило таинственные количественные соотношения, соотнесло их с реальными явлениями и приписало им свойство гармоничности.
Позвольте выразить согласие с Вами; «математически мыслящие граждане» выходят за пределы применимости математики…
Думаю, дело не в математиках. Вся загвоздка в интерпретаторах.
– Это из серии несуразных мыслей проф. А.Стахова. Ибо в природе не существует не только мат. представление о гармонии, но и математика вообще, и она имеет место быть только в головах людей.
В мироздании наличествуют закономерности. Некоторые из них человек научился описывать и даже использовать с помощью им же придуманных абстрактных образов и средств, включая науку, религию, философию, ну, и конечно математику. Всё это родилось с человечеством. С ним же и умрёт.
Согласен с вашим замечанием Константин, а также Сергеем Василенко насчет интерпретации. Не будь эффекта интерпретации не было бы и художественности. Мы должны помнить, что мы «субъекты», иначе нас может «заносить» говорить от имени «объекта».