Самоорганизация – как эта тенденция, метод и принцип структуризации и усложнения (понятие, широко используемое в синергетике и теории систем), возникли во вселенной?
В самоорганизации как принципе представляется необходимым выяснить 2 аспекта: а) как происходит организация-действие по принципу «само» и б) «взглянув сверху», понять как возник собственно сам принцип формирования, такой как само. — В соответствии со своей собственной самоорганизацией как методом, или каким-то другим способом.(?) Ключевой последний вопрос — каким образом и откуда возник метод и аспект развития под названием «само».
Это важно с той точки зрения, что на этом принципе возник вселенский креативный Универсум, и который саморазвивается непосредственно в силу того же принципа.
В этом процессе в результате первичной самоорганизации, как самостоятельное, системообразующее начало креативности, возник и наращивается, качественно усложняясь – как будет видно в дальнейшем – творческий потенциал (ТП) Универсума. Первым моментом ТП была его собственная, совместная с принципом «само», самоорганизация. Можно полагать, что логика «само» во всем дальнейшем, во всем Универсуме становится определяющей.
В первую очередь, надо полагать, что это произошло естественным путем, самопроизвольно. Интуитивно аспект проявления действительности, связанный с самоорганизацией и наращиванием сложности – т.е. «само» — естественно, понимается как независимый, самородный, которому ничто не предшествовало в смысле заготовленной «формулы» или схемы или внешней организации его возникновения. Можно ли в связи с этим понять, как этот метод само, условно говоря, сам себя сформировал и инициировал? На мой взгляд, это очень важный гносеологический и методологический вопрос.
Из такого предварительного выяснения становится понятным, что реальность само является – в представлении принципа причинной обусловленности – как своей собственной причиной, так и своим следствием.
Почему так важно выяснить сущность аспекта само? Потому что он является принципом усложнения, развития, совершенствования и системности всяких образований, а так же, в более высоком плане, методом не только увеличения, но и качественного наращивания творческого потенциала вселенной – а это позволяет считать все возникающее не только продуктом тривиальной (медленной) эволюции, но и более конструктивных, «проработанных», более изобретательных, методов. Т.е. представляет собой, в том числе, как бы деятельность самостоятельной сущности, типа неперсонифицированного разума, (связываемого с логосом как «разумением»).
Во всем этом аспект «самопричинения» является весьма нетривиальным, но на мой взгляд, решающим и наиболее продуктивным, потому что причинение выражает произведенное действие и результативность. (Интересно было бы пригласить апологетов, приверженцев теории «сильного мышления» – для обсуждения характера проявления и логической структуры причинения, типа само себя порождения.)
Необходимо представить проявление аспекта само как самопричину, в которой, по определению, имеется замкнутая из конца в начало причинно-следственная связь (и возможная, также, логическая связь подобного рода), т.е. где следствие опосредованно, или непосредственно, порождает свою причину.
В таком рассмотрении принципиальным моментов является выяснение, каким образом возникает само собой структура типа замкнутой петли или самоссылочности. (И что интересно: в самом понятии «самопричины» присутствует этот самый аспект само.) Иными словами, может ли «в самом начале» существовать, условно говоря, причина, предвосхищающая себя до своего возникновения?
После некоторого размышления становится понятно, что для такого замыкания должны существовать предпосылки в виде возможных связей, описываемых через логическое следование типа «если…, то…», которые до своей реализации, но условно-возможно — «квазиреально» — образуют замкнутый круг. Т.е. существуют предпосылки самоприменимости.
Да, Константин! Теперь понимаю, почему А.Ф. Лосев назвал свое произведение «Самое Само» !
Виктор, я сам не так давно не надеялся освободиться от представления о неразрешимости и мистичности «само» как аспекта или принципа, способного самого себя произвести и у Лосева я не нашел ответа, помогающего разрешить эту загадку.
Но думаю, что мне удалось понять логику нетривиального процесса его, условно говоря, формирования («затравки»), хотя не уверен, что удастся это понятно объяснить.
Интересный комментарий я получил по частной переписке от Александра Торгашева, автора направления «Теоретические основы сильного мышления» . (Как автор публикации на сайте Академии Тринитаризма он, однако, может помещать комментарии непосредственно здесь, в блогах «Вестника».)
Позволю себе процитировать его сообщение.
.
Я подразумеваю логику процесса формирования действенного аспекта само до возникновения чего бы то ни было — в том числе , абстрагируясь от возникающих в последствии принципов синергетики. Поэтому «само» может оказаться не умозрительной идеей. Более того, законы синергетики, скорее всего, есть следствие проявления принципа само (а возможно, их возникновение друг друга обусловливает).
Это понятно. Но я пытаюсь, до рассмотрения конкретных «условий» происхождения, разобраться в логике «самоорганизации» ‘само’.
Вот эту мысль я поддерживаю. Только «сотрудничество», абстрагируясь от его происхождения и конкретного содержания, нужно подразумевать в самом простом виде: как замкнутый круг взаимообусловливания «сторон» , входящих во взаимодействие.
Как по мне, тогда начинать нужно с субстанций («причиной самой себя»)
Вот именно! К этому, к логике образования «причины самой себя», я и стремлюсь подойти — в этом интригующая загадка: в самообуславливании.
//Переход конкуренции к сотрудничеству – это первая причина «самости».//
Очень сомнительный тезис… Это раздельные и независимые операции! Я проходил конкурс при поступлении на работу (конкуренция), потом, поступив, сотрудничал с коллегами… Они обе должны быть в цивилизованном (меритократическом) обществе…
Само – это универсальная технология! Основа коэволюции… Поэтому, Лосев, в конце своего «Самое Само» и пишет, что «Эйдос и есть смысл»… (эйдос – универсальная технология)
ИМХО!!!
Уведомление: Конструкция логической формы само. | Блог Константина Истодина