ПРО АБСОЛЮТ. Умозрительное и достоверное
.
.
Наконец-то удаётся порассуждать без обиняков о самоорганизации как изначальном основании развития и творческого потенциала Абсолюта.
В Абсолюте в процессе самопроизвольного генезиса возникает «божественная сущность», с порождаемым одновременно творческим потенциалом. Библия и современное богословие не дают понимания божественной сущности по существу. Божественная сущность «обезоруживающе» проста по своей форме, но нетривиальна в понимании, поскольку к ней присовокупляют появившиеся впоследствии аспекты, которые не были первичными..
Некоторые мысли о роли самоорганизации (самоотображения) были навеяны статьями С. Бахматова («Триалектика развития», «Реплика на статью Е.Н. Антоновича «Система диалектических…” и др.):
«В качестве первоосновы мироздания мы обязаны взять абстрактное начало Абсолют, о котором известно только то, что он является причиной самого себя, объективно существует и активно отображается сам на себя. Собственно говоря, это активное отображение Абсолюта самого на себя является источником проявления и движения материи: поля, энергии (массы), пространства, времени, информации и определяется как Дух.»
(С. Бахматов Реплика на статью А.С. Никифорова «Ах, если бы не мудрость…)
.
.
Абсолют, это грандиозно!
.
(1). Абсолют можно назвать объектом, но это не объект, а «предпроцессная» субстанция, предметная среда, в которой рождаются «процессные тела», и идейной основой которых является автологизм (самоотображаемая структура с циклической детерминацией). На структуре автологизма формируются нумены — “идеи” того или иного образования.
Первозданный Абсолют есть свое основание и одновременно как бы не является им, он исходно дан.
.
(2). Абсолют, – понятно, что с точки зрения своей логики, безусловно, умозрительное, так как несопоставимое ни с чем, но его принятие в качестве первичной основы наиболее достоверное и правдоподобное из всех доступных умозрительных предположений.
Чтобы представить себе Абсолют и его развитие, надо понять его специфику, нужно понять, что «заставляет» его развиваться, а точнее, продвигать собственное самоотображение, увеличивая разнообразие своих проявлений
.
(3). Абсолютное – это то, что мыслится безотносительно к чему-либо другому, не соотносится ни с чем. Потому в определении (оно) может быть неопределяемо. Также оно не может заимствовать никаких идей, принципов, образцов со стороны, в силу своего “абсолютизма”. Однако, реальному абсолютному, которое независимо от его представлений в мысли – т. е. которое объективно — чтобы быть действительным, воплощенным, возможно и необходимо себя, безгранично всеобъемлющего, проявлять лишь в отношении к самому себе. Такой принцип может быть принят за упомянутое выше самоотображение — как возникшее отображение в самоё себя. Очевидно, что таков должен быть характер не абстрактного, а генеративного (творческого) Абсолюта. При этом, “впадая в самоотображение”, он должен образовывать устойчивые предметные образования, иначе самоотображение не будет результативным. Результатом должен явиться развивающийся универсум.
.
(4). Необходимо обозначить некоторые очевидные предпосылки.
.
Тезис!. Всё имеет свое происхождение;
Тезис2 Научный подход. Если происхождение было под организующим воздействием некой внешней творческой структуры (демиурга), то нужно, при требовании всеобъемлющего универсализма, сначала доказать её, в Абсолюте, происхождение (доказать сначала самоорганизацию такого креативного образования) и мотивацию;
Идея отслеживания восхождения к сложности абсолюта должна заключаться в самопроизвольной самоорганизации из бесструктурного состояния, какие бы организующие силы не хотелось привлечь.
Тезис3. Первоначальное происхождение творческого начала в любом абсолюте немотивированно.
Тезис4. Парадигма универсума. Возникающий универсум обусловлен содержанием и характером Абсолюта, но универсален в самом себе.
Как известно, сейчас мы имеем сложноорганизованную действительность. Следовательно, в соответствии с Тезисом2 – парадигмой научности – Абсолют с самоотображением в виде порожденного им универсума развивался.
.
Абсолют – безотносителен ко всему и изначально всеобъемлющ (в сфере своей логико-материальной субстанции). Согласно представлению, вне его не имеется какого-либо бытия, но случилось так, что в нём проявилась тенденция соотноситься с собой – в множестве моментов, разного масштаба, проявляться «внутрь» себя – как бы отображаться. Т. е. на основе многообразия существующего мира правомерно предположить, что Абсолют должен быть активным, самопобуждаемым к непреднамеренной деятельности. (Природа активности на метатеоретическом уровне может быть легко объяснима.) Самоотображение в Абсолюте, образовавшем наш мир, может происходить в локальных и мега масштабах — с образованием частиц, макрообъектов, космических объектов и систем — по одной и той же логической схеме (циклической детерминации). Это позволило возникать того или иного рода образованиям на разных уровнях и открыло тенденцию к иерархическому и «пошаговому» увеличению разнообразия: возникающих новых потенций и своих состояний и на их основе протекающих в абсолюте процессов. Хотя, как предполагается, все начиналось с определенных процессов простейшего вида.
Эта тенденция пошагового восхождения проявилась самопроизвольно, вытеснила другие, примитивные формы проявления Абсолюта, поскольку позволяла развиваться и наращивать разнообразие, с возможностью образования как новых уровней самоотображения, так и принципиально различных по своему качеству иерархий. (Трудно сказать, сколько на это потребовалось времени, но, скорее всего, это происходило очень долго.) Можно сказать, что без самоотображения (с необходимостью принявшего единообразную форму) никакого проявления бы не было, не происходило… Но что из себя могло представлять и как осуществляться, с логической точки зрения, т.е. в мета-теоретическом (системном) плане, как единственно возможном для умозрения, самоотображение?
..
(5). Отсчёт генезиса (“сотворения”) сложноорганизованного мира с Универсумом начался, когда в Абсолюте стал проявляться принцип причинности и причинно-следственная зависимость.
Скорее всего, под самоотображением нужно понимать простейшую ситуацию: в предметной среде Абсолюта возникли глобальные обстоятельства, когда некоторые события оказывали воздействие или влияние на те непосредственные обстоятельства и условия, при которых сами они возникали, порождались. Но это ещё не всё. Если эти события и взаимодействия или их логика проявления приводила к возобновлению, воссозданию условий и обстоятельств их происхождения, то образовывались замкнутые процессы, в которых возобновлялись эти события и взаимодействия. На основе таких динамически стабильных «процессных тел» возникали устойчивые образования, представимые как объекты. Если описывать такой процесс в понятиях причинно-следственной связи, то как проявление принципа причинности, звенья причинно-следственной цепочки образовывали замкнутую связь — получалась некая нетривиальная зависимость процесса или объекта от самого себя. Эта зависимость, которую целесообразно назвать автологизмом, помимо непосредственной причинной связи, замкнутой в круг, имеет и другую, умопостигаемую логическую форму или выражение, более высокого уровня – мета-теоретического (мета-физика на принципе причинности). Это позволяет считать такие объекты не только носителями нового качества, способными проявлять взаимодействия на новом, более высоком структурном уровне, образующемся при этих взаимодействиях, но и в структурно-логическом понимании — объектами «трансфизической» мета-физической реальности: сферой своеобразных «идей» объектов и условий всякой целостности. Эта умопостигаемая зависимость, тем не менее, существует объективно, (возьму на себя смелость заявить, что в целом, в соответствии с принципом самоотображения, появляется соотносимая с Универсумом, некая автологичная нуменальная сущность, обладающая свойством системы, фигурирующая на самом верху в сфере мета-физической реальности.)
.
Мета-уровень объекта самоотображения, как подоплека его нумена-идеи, соединяется с предметным уровнем с помощью и за счет автологизма, образуя целостную самообусловленную сущность [2]. Поскольку мы такую сущность признаём умозрительно, то как умопостигаемая она образует ноуменальный предмет в нашем сознании. А поскольку этот предмет, это образование, в силу самодетерминации, предметно и объективно, то я предложил назвать его не ноуменом, а нуменом. Нумен “фигурирует” не умозрительно, не только абстрактно-теоретически, а, как самодостаточное предметное образование, в реальности, на мета-уровне в мета-сфере.
Самоотображение как метод должен обладать определенной логикой, которую, как представляется, можно выразить формально и записать с помощью символов.
Таким образом, при самоотображении Абсолюта, с проявлением причинной циклической связи, а в целом, двухуровневой комплексной связи с циклической детерминацией — автологизма — образуются нумены и сфера нуменальной реальности – мета-сфера. Мета-сферу, в философском смысле, можно считать субъектной сферой.
.
(6). Можно предположить также, что, по-существу, в Абсолюте в какой-то период началось самоотображение в разных масштабах и в разных контекстах. Вначале ни масштабы, ни контексты, ни сами по себе, ни в отношении друг к другу не были согласованы.
При согласовании масштабов могли появляться новые контексты, в результате закрепления которых посредством циклической детерминации, образовывались нумены, — самостоятельные и устойчивые структурно-логические конструкции, структурной основой которых также является автологизм.
Например, гравитация, поддерживает циклическую детерминацию: она способствовала, с одной стороны, образованию планетарного движения, с другой — обусловила нераспадаемость распираемых давлением изнутри горячих звезд. Вместе с тем принцип термоядерного синтеза (зацикленный на самовоспроизводстве тепла) генерировал в звездах излучение энергии; на планетах, движущихся вокруг звезд, создавался умеренный фон получаемой энергии, что способствовало возникновению живых существ, развитие и воссоздание которых происходило благодаря дозированному поступлению энергии от светила. Далее. Не столько собственно живые существа, а их популяции представляют собой самовоспроизводящийся нумен, который, с другой стороны, существует, воспроизводя популяцию на “потоке” диссипации (обесценивания) энергии от звездного источника в окружающее пространство (см. про негэнтропийность жизни).
.
Вначале Абсолют существовал как небытие, но не абсолютное, исключающее всякое бытие, а в форме «предбытия».
Впоследствии, развиваясь, исходный Абсолют, на основе самостоятельных автологичных нуменов высоко абстрактной мета-сферы, мог разделиться на (или в нем можно выделить) несколько профилей, воспринимаемых как самостоятельные абсолюты. (Такое положение зафиксировано, например, в “Книге Урантии”.) Возможно, случайным образом создавались “коалиции”, способные работать совместно — продвигать новые, стратегические направления развития. Но все они привержены концепции и парадигме «абсолютной Идеи». При этом они, не имеющие мотивации, соединялись не целенаправленно, а спонтанно.
В целом из этих коалиций или «коопераций» абсолютов образуется вселенский Универсум. Те коалиции закреплялись в Абсолюте, которые успешны и в этом смысле, образуют нуменальное единство: нумен, который, как предполагается, называют нус’ом.
(Автологизм, логика, Логос-саморазумение, нус. Логос, скорее всего, ближе к абсолютной Идее. Кстати, если абсолют способен к самоотображению с циклической детерминацией и реализует себя в этом, то такую неустранимую склонность, обусловливающую принцип существования, можно ассоциировать как раз с абсолютной Идеей.)
.
.
Примечание.
Называть ли логическую структуру сущности нуменом или эйдосом, неважно, но нужно определить когда, в каких случаях он будет самостоятелен, устойчив сам по себе. Тогда мы можем заявить, что то, что досталось умопостижением – объективно и реально.
.
[2] (собственно, как предполагается, это образует логику самодостаточных систем)